Александр Ратников
Журналист, художественный критик
Картины Дарьи – хорошее вложение в развитие собственного вкуса, потому что они раскрываются постепенно. Панфилову любят критики и коллекционеры, но почти не знает массовый зритель. Легко понять – почему. Ее стиль можно описать триадой интеллект-холод-ирония, где все элементы взаимосвязаны.
У автора не бывает простых, проходных вещей. В каждой скрыт намек, шутка, отсылка к мастерам прошлого, намеренная неправильность. Игры с образованным зрителем – часть шарма художницы. Требовательность автора отпугивает публику, которая ждет от современного искусства прямолинейного подхода. Он Панфиловой чужд, как и откровенная провокация, политизация, идейность. Все это делает ее живопись холодной и отстраненной.
Интеллект приводит не только к отчужденности, но и к иронии. Невозможно воспринимать серьезно столько глупостей вокруг. Как и полагается современному художнику, Панфилова готова шутить над собой, зрителем и самой идеей современного искусства. Благодаря уму и холоду эта ирония кажется «замороженной», а потому – долговечной.
«Триада» Панфиловой выделяет ее из ряда других современных художников. Очевидный недостаток современного искусства – зацикленность на настоящем. Оно создается в моменте и им же ограничено. Через десять лет потребуется длительное объяснение, что же имелось в виду, а еще через десять оно навсегда умирает. Ум, отстраненность и ирония спасают коллекционеров Панфиловой.
В своей последней на данный момент большой выставке «Полярность» художница взрослела, осмысляла себя и закрепляла репутацию. Экспозиция служит ближайшим ориентиром для зрителя. Но как и любая прошедшая выставка – она о прошлом. Вы, скорее всего, ее пропустили. Самое важное и интересное для зрителя Панфиловой наступает сейчас. Что автор будет делать со своей зрелостью, признанием и репутацией? Опыт может ограничивать – вы чувствуете границы возможного. Но он также дает силы за них выходить, раздвигать рамки, удивлять наблюдателей – и себя.